Различные системы развития личности, ориентированные на работу с телом,
независимо возникшие в различных местах земного шара, имеют много
общего. Они ратуют за так называемое «недеяние», то есть стремятся к
тому, чтобы тело действовало естественно и легко. Все они предпочитают
релаксированные действия напряженным, все стараются научить человека
уменьшить привычное напряжение в теле. Все эти системы рассматривают
тело и ум как единое целое, как постоянный психофизический процесс, в
котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части.
Различия между этими системами появляются от того, что каждая из них,
по-видимому, специализируется на определенной области физического
функционирования.
Райхианская и биоэнергетическая работа.
Она связана с эмоционально нагруженными блоками в теле, рольфинг
восстанавливает структуру частей тела, которая могла быть нарушена в
связи с физической травмой или по другим причинам.
Метод Александёра
Метод занимается использованием тела в повседневной жизни, так же как и метод Фельденкрайза,
однако упражнения последнего содержат значительно более сложные
паттерны поведения, восстанавливающие физическую эффективность и грацию.
Метод Шарлотты Селвер (sensory awareness) и метод сенсорной релаксации
концентрируются на ощущениях, прикосновениях, на лучшем осознавании тела
и мира вокруг нас.
Все эти системы стремятся научить
человека быть более расслабленным, более «естественным» как во время
отдыха, так и в действии. Все они стремятся устранить ненужные
напряжения, которые мы несем в себе и с собой, стараются возвратить нас
к действию в «недеянии», учат позволять телу быть эффективным, вместо
того чтобы осваивать бесполезные навыки и наращивать мышцы. Наиболее
важно отучиться от дурных привычек, которые возникают в детстве и позже,
вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела.
Метод Фельденкрайза
Предназначен для восстановления естественной грации и свободы
движений, которыми обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работает с
паттернами мышечных движений, помогая человеку найти более эффективный
способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные
паттерны, ставшие привычными за долгие годы.
Фельденкрайз получил
докторскую степень по физике во Франции и до сорока лет работал физиком.
Он глубоко заинтересовался дзю-до и основал первую в Европе школу
дзю-до, сформировав свою собственную систему. Фельденкрайз работал с
Александером, изучал йогу, фрейдизм, работы Гурджиева, неврологию. После
Второй Мировой Войны он посвятил себя работе с телом. Фельденкрайз
использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно
начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и
более сложные паттерны.
Цель метода Фельденкрайза
1 Цель состоит в том,
чтобы развить легкость и свободу в каждой части тела. Фельденкрайз
указывает, что нам нужно принять на себя большую ответственность,
понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей
естественной конституцией и нашими способностями. Он отмечает, что
нервная система занимается прежде всего движением и что паттерны
движения отражают состояние нервной системы.
Фельденкрайз подчеркивает, что необходимо научиться расслабляться и
находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в
использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с
движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под
давлением, напряжены, спешим, мы не можем учиться. Мы можем лишь
повторять старые паттерны. Работа Фельденкрайза направлена на
восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга
и мышцами, которые напряжены или испорчены дурными привычками или
негативными влияниями.
2.Цель состоит в том,
чтобы создать в теле способность двигаться с минимальными усилиями и
максимальной эффективностью не благодаря увеличению мышечной силы, а
благодаря возрастающему пониманию того, как тело работает. Согласно
Фельденкрайзу, возрастающее сознавание (awareness) и подвижность могут
быть достигнуты при успокоении и уравновешивании двигательных участков
коры головного мозга. При этом мы можем достичь значительного расширения
осознавания и сможем попробовать новые сочетания движений, которые были
невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были ограничены
предписанными и ограниченными паттернами. (Из книги: Д.Фейдимен,
Р.Фрейгер, «Личность и развитие»)
Подготовлено по материалам книги Моше Фельденкрайз: «Сознавание через движение, двенадцать практических уроков».2007 |