Понедельник, 20.11.2017, 03:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Информация

Практика.Мои статьи.Тренинги

Категории разделов
Статьи психолога, таролога Елены Алексеевны [24]
Копирование или перепечатка материалов разрешены только при указании активной ссылки на сайт http://psitor.ucoz.ru- сайт профессионального психолога, таролога Елены Алексеевны
Заметки [1]
Мои заметки и записи о Таро
Непознанное [17]
Гадания и предсказания [22]
Статьи о Таро.Способах и видах гаданий
Астрология [8]
Психология [36]
Израель Регарди [9]
психолог, психотерапевт, мистик, окультист, маг. Работал вместе с Алистером Кроули.
В. В. Караваев [31]
ученый, целитель. Создал методику самооздоровления организма
А. Лоуэн. Статьи [6]
психолог, психотерапевт, основное направление- оздоровление организма
В.Л. Леви [1]
Доктор медицины и психологии, психиатр, психолог, психотерапевт, писатель, художник и музыкант. Автор свыше 60 научных работ.
В.Н.Грачева. Статьи [2]
психолог, психотерапевт, основное направление- оздоровление организма
С.Ю. Ключников. Выдержки из книг. Статьи о Таро, Нумерологии, Психологии [13]
психолог, психотерапевт, основное направление- новая психология

Комната отдыха

Метод сытина

Фазы Луны на RedDay.ru (Барнаул)
Главная » Статьи » Гадания и предсказания

История возникновения карт Таро
Истинное происхождение карт Таро на самом деле никому не известно. Более того, мы не можем сколько-нибудь уверенно проследить их историю в прошлое далее первой половины пятнадцатого века. В то время они вошли в обиход в Северной Италии, где назывались carte de trionfi («карты триумфа») и использовались для игры, схожей с современным бриджем. Позднее, в 30-е годы шестнадцатого века, они получили название tarocchi (ед.ч. от tarocco, что, собственно, и переводится как «Таро»). Таким образом, современные карты Таро имеют средневековое происхождение. Однако есть основания полагать, что сами карты гораздо старше, и множество историков, писателей и оккультистов наперебой предлагают свои версии их происхождения. Придворные и числовые карты младших арканов Таро несомненно связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день. Игральные карты появились в Европе где-то около 1375 года - это была новинка, завезенная из исламского мира. Мусульманская Испания играла тогда роль посредника между исламской культурой и христианской. Начиная с 1377 года в официальных документах и духовных проповедях, запрещающих или осуждающих азартные развлечения, появляются упоминания о карточных играх.

Все дошедшие до нас ранние колоды Таро были произведениями искусства, которые создавались художниками по заказу известных людей. Самые старые символические карты дошли до нас от времени правления герцога Миланского Филиппо Мария Висконти (1412-1447). Это колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовлена известным художником Бонифацио Бембо ко дню бракосочетания Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорцой. На картах этой колоды нет не только букв еврейского алфавита или астрологических символов, но и названий карт и номеров. Это говорит нам о том, что во-первых, установленного порядка карт в колоде тогда еще не было, а во-вторых, что изображения были легко узнаваемы для человека того времени и социального слоя, так что никаких пояснений не требовалось. Существовали колоды с изображениями античных божеств как аллегорий или астрологических символов (Амур, Бахус, Луна, Солнце, Венера, Сатурн, Юпитер). Встречаются олицетворения наук (Грамматика, Логика, Риторика, Геометрия, Математика, Музыка, Поэзия, Философия, Астрология, Теология) и покровители искусств (Урания, Хиромантия, Талия, Мельпомена, Полимния, Аполлон), социальные символы (кавалер, торговец, папа, ремесленник, император, нищий), общие знаковые понятия, важные для образованных людей того времени (Слон, Гидра), города (Рим, Каир). Более ранние колоды полностью до нас не дошли.

Все дошедшие до нас карты 15 века происходят из городов-государств Италии: Милана, Болоньи, Венеции, Феррары и Флоренции. В начале 16 века карты распространились во Франции. Где-то в 1530-е гг. появляется слово "тарокки". Этим словом, этимология которого так и не выяснена, обозначалась игра с обычными игральными картам (будущими Младшими арканами) и символическими (будущими Старшими арканами). Последним отводилась роль козырей.

Существует множество гипотез и предположений, что предшествовало их появлению, однако ни одна не подкреплена фактическими свидетельствами, так что их одинаково сложно доказать или опровергнуть. Но авторы всех предположений сходятся в одном – маловероятно, чтобы столь хорошо отструктурированая и глубокая система образов, причем наделенная феноменальной устойчивостью (состав колоды Таро за долгие века не претерпел кардинальных изменений), была в один прекрасный день просто придумана по случаю герцогской свадьбы. Самое, пожалуй, интригующее – то, что ни 22 Старших Аркана, и 56 Маладших Арканов никоим образом не были подписаны. Создается впечатление, что средневековые любители Таро прекрасно знали последовательность Арканов и их смысл. Сегодняшние издатели считают своим долгом облегчить жизнь пользователя, надписывая карты и помогая понять, кто есть кто, где Маг, где Император, где Иерофант... А в те времена образы идентифицировались без текстовых ключей. Иными словами, в XV веке людям не требовалась шпаргалка, чтобы разобраться в структуре колоды, словно речь шла о чем-то само собой разумеющемся, в чем не предполагалось никаких ошибок и заблуждений. Это тем более показательно, что колода использовалась как для прорицания, так и для игры «в тарок» (tarocchi), а игра как правило требует быстрого и безошибочного соображения (не станешь же спрашивать в разгар действа «ой, подскажите, а что это у меня за карта?)». Встречающееся в книгах объяснение, что в средние века при королевских дворах часто устраивались помпезные шествия (традиция, коренящаяся еще в римских сатурналиях и триумфах), и поэтому последовательность Старших Арканов (козырей-триумфаторов, «трионфи») была всем известна, не выдерживает критики.

В ранних колодах были представлены образы, волновавшие воображение аристократии эпохи Ренессанса: древние боги, герои, добродетели, грехи и олицетворения первозданных сил, следующие друг за другом в порядке старшинства в великой триумфальной процессии. Затем им на смену пришли другие персонажи, в том числе мистические образы из книг Ветхого и Нового заветов. Еще позднее свое место в колодах нашли такие масонские понятия, как четыре общественные и личные добродетели - Умеренность, Стойкость (Сила), Справедливость (Правосудие) и Благоразумие (Влюбленные). То есть, мы можем сделать вывод, что картинки вообщем-то менялись. При каждом новом копировании печатных досок происходила в основном пассивная эволюция изображений: детали "смазывались", исчезали совсем или превращались в нечто совсем другое, может быть внешне похожее, а может быть и не похожее. Не может быть никакой уверенности в том, что древнейшие исторические Таро, хранящиеся в музеях и частных собраниях, действительно являются древнейшими. Картонные карты, увы, недолговечны, и многие звенья ранней эволюции Таро, по-видимому, потеряны для нас навсегда.

Поэтому если мы все-таки вернемся в научному историческому обоснованию времени и месту происхождения Таро, то мы должны отбросить версии, что Таро происходит: из Египта; из Индии; из Китая; из Феса, Марокко; от суфиев; от катаров; от иудейских каббалистов или Моисея; или происхождение Таро неизвестно.

Все-таки Таро возникло в северной Италии в начале XV в. (1420-1440). Нет свидетельств его возникновения в каком либо другом месте и в другое время. Наиболее ранние из сохранившихся карт - это роскошные колоды ручной работы из аристократических дворов.

Тем не менее приведем некоторые версии.

В XVIII веке французский писатель, богослов и оккультист Антуан Курт де Жебелен (Гебеллин, Жаблен) в работе «Du Jeu des Tarot» выдвинул довольно популярную ныне версию об египетских корнях Таро. Согласно этой версии, Таро является священной книгой, созданной одной из древнейших тайных египетских мистических организаций, объединявшей последователей культа Асар-хапи (более известного под греческим именем Сераписа, которое буквально переводится как «гробница быка»). Предположительно, книга являла собой набор иероглифических табличек (или же сборник отдельных папирусов) и содержала бессмертное учение Тота - Писца богов, Мастера всех наук и искусств, Знатока всех ремесел, Хранителя Книги Жизни и автора знаменитой Изумрудной скрижали (он же Гермес Трисмегист, «Трижды Величайший»). И ныне существует мнение, что Арканы Таро - это упрощенная и зашифрованная версия бессмертной книги Тота. По преданию эта книга содержала «ключ к бессмертию», то есть секрет процесса, посредством которого происходит полное возрождение человека. Выражаясь более современным языком, Таро описывает путь развития человеческого «Я» по направлению к своей наивысшей, трансцендентальной сущности. Старшие Арканы описывают стадии духовной трансформации, а Младшие - жизненные уроки, благодаря которым эта трансформация происходит. Эта книга использовалась в Мистериях, во время оккультных практик, инициаций. Кстати, существует версия, что в самом Древнем Египте это учение было сугубо тайным по той причине, что книга Тота предвещала неизбежное падение царской династии и разрушение Египетского царства. По легенде, она среди немногих чудом была спасена во время пожара в Александрийской библиотеке в 47 г. до н.э., оттуда попала в Древний Рим, где и дожила до веков христианства.

Папюс в своем «Ключе к оккультным наукам» выдвигает версию, что когда над Египтом нависла опасность уничтожения (как раз в те самые времена), жрецы мистического общества рассмотрели множество вариантов, как сохранить священные знания для будущих поколений посвященных. Устная традциия могла прерваться в любой момент, да и вообще все на земле подвержено изменению и разрушению - не только сами хранилища и носители информации, но религии, идеологии, общества... И жрецы рассудили, что единственное, что мало подвержено изменениям - это сама небезупречная человеческая натура, полная азарта и легкомыслия. На основе одного из самых древних и распространенных человеческих пристрастий - любви к азартным играм - они и создали хранилище информации, колоду карт, зашифровав в ней символы вековой мудрости для посвященных, для непосвященных остающихся забавой или примитивными картинками. Так это или нет, но карты, похоже, и впрямь вечны. А версия, что аллегории Старших Арканов уходят корнями в учения тайных школ Египта, и описывают стадии развития новообращенного на пути превращения в истинного мастера, очень устойчива. Послушаем самого Жебелена: «Представьте себе удивление, если бы мы узнали, что труды древних египтян все еще существуют в наши дни... Если бы мы добавили, что эта книга широко используется в большей части Европы, и что она побывала за несколько веков практически у каждого в руках, то конечно же это было бы удивительно... Мы владеем ею, не обладая ею в действительности, потому что никогда не пытались расшифровать хотя бы одну ее страницу...». Жебелен обращает внимание на поразительную устойчивость структуры Таро, на то, что его многочисленные и несхожие фигуры в своей нараздельности представляют загадку, которую никто еще не пытался разгадать.

Известный французский философ, оккультист и каббалист Альфонс-Луи Констан, известный как Элифас Леви, писал о книге Тота, зашифрованой в виде 78 Арканов Таро: «Это монументальное и уникальное произведение, простое и прочное, как структура пирамид, и поэтому столь же долговечное. Это книга, которая содержит в себе квинтесенцию всех знаний и бесконечные комбинации которой могут разрешать любые проблемы. Разговаривая с нами, она заставляет нас думать; она порождает все возможные концепции и управляет ими...Расположением карт Таро в определенном порядке можно раскрыть все, что может быть известно о Боге, Вселенной и человеке. Лишенный книг пленник, обладая он лишь картами Таро и умением ими пользоваться, мог бы через несколько лет познать универсальную науку и общаться по любому вопросу с неистощимым красноречием». Он считал, что использование Таро в качестве инструмента для предсказаний - это самый поверхностный (после игры) способ, а в действительности оно требует куда более элитарного интеллектуального и духовного подхода, являясь вместилищем огромных знаний.

Если мы опять-таки займемся историческим, научным анализом происхождения слова «таро», то выясним, что это слово неегипетское, нееврейское, нелатинское; это не анаграмма; и оно не содержит ключ к тайне карт.

Итак, мы должны признать, что наиболее ранние названия Таро все итальянские. Первоначально карты назывались "carte da trionfi" (карты триумфов или карты козырей). Около 1530 г. (примерно на 100 лет позже возникновения карт), слово "tarocchi" (ед. ч. tarocco) начинает использоваться, чтобы отличать их от новой игры с козырями (triumphs - trumps), игравшейся с помощью обычных игральных карт. Этимология этого нового слова не известна. Немецкая форма - "tarock", французская - "tarot". Даже если бы этимология была известна, это бы вероятно не много рассказало бы нам об идее, лежащей в основании карт, т.к. это слово начало использоваться лишь 100 лет спустя после первого появления карт.

Карта Таро - ИмператорПорядок Старших Арканов связывают с древнееврейской письменностью и системой счета. Число Старших Арканов действительно совпадает с 22 буквами еврейского алфавита, а число номерных Младших Арканов – с числом сефир на Древе Сефирот. 22 цинарота или «пути» связывают 10 сефир, образуя каббалистическое Древо Жизни. Ну и наконец, следует отметить, что между первыми лицами древнего иудаизма и Египтом существует связь, вполне допускающая утечку знаний. Достаточно вспомнить Иосифа, правившего Египтом в незапамятные времена, и Моисея, бывшего одним из египетских первосвященников. Заметим, что «каббалистическая» версия происхождения Таро корреспондирует с «книгой Тота» именно посредством сакральной письменности и нумерологии. По преданию, Тот изобрел речь и алфавит, в котором все буквы – это божественные идеи, все идеи – это числа и все числа – это содержащие огромный массив информации знаки. В Каббалистическом учении буквы и цифры также рассматриваются как хранилища божественной энергии, содержащие для посвященных огромный объем информации.

Определенное место в спорах о происхождении Таро занимает и Индия. В древнеиндийской игре «Четыре короля» присутствует значительное сходство с четырьмя мастями карт. Впрочем, четыре масти, отражающие четыре стихии мира - к этой идее могли придти самые разные культуры. По идее, Старшие Арканы и четыре масти Младших Арканов запросто могли возникнуть по отдельности (первые как символическое хранилище неких идей, а вторые как игра), а уж потом чей-то изобретательный ум соединил их в одну колоду, что было бы остроумно для сохранения высших идей, зашифрованных в Старших Арканах.

Египет, Индия, Израиль – это, конечно, хорошо. Но нет смысла сбрасывать с исторических счетов собственно Европу, в которой всегда было предостаточно своих тайных религиозных групп, чьи духовные воззрения не совпадали с догматами католической церкви, а уж после крестовых походов, открывших культурные шлюзы на восток, и вовсе стало твориться невесть что. Попытки «навести порядок» с помощью инквизиции только совершенствовали искусство хранить учения в тайне. Большинство колод создавалось в Марселе на юге Франции, знающим людям это говорит о многом. Юг Франции в Европе – историческое средоточие еретических мистических знаний, альтернативных учению церкви. Не случайно именно французские оккультисты веками держали пальму первенства в изучении Таро - Жебелен, Эттейла, Элифас Леви, Папюс... Марсельское Таро, благополучно дожившее до наших дней, имеет в точности ту же структуру, что и миланское Таро Висконти-Сфорца, с иллюстрироваными Старшими и фигурными Арканами, и концу XV века получило широкое распространение. А в 1594 году парижские карточные мастера в уставе своей гильдии уже именуют себя «таротьерами» (tarotiers).

Культурный источник символов Таро определить гораздо проще. Не стоит даже пытаться утверждать, что символизм козырей пришел из Египта (или Индии, или другого экзотического места).

Символизм козырей происходит из средневековой и ренессансной Европы. Большинство образов Таро характерны исключительно для европейского христианства. Иллюстрации практически идентичные каждому из образов Таро могут быть обнаружены в европейском искусстве, и столь точные аналоги не обнаруживаются в других культурах.

Также ошибочно связывать цыган с Таро. Цыгане не принесли Таро в Европу и не распространили его использование. Идея свяи Таро с цыганами популяризировалась в XIX в. несколькими авторами без какой-либо опоры на исторические факты. Нет никаких свидетельств, что цыгане использовали Таро до XX в. Их предсказания судьбы опирались в основном на хиромантию, а позднее на использование обычных игральных карт.

Жебелен считал, что эзотерические символы Таро проникли в Европу благодаря кочующим цыганам, известным своим пристрастием к гаданию на картах. Однако с «цыганской версией» возникают две проблемы. Первая – это расхождения в представлениях о происхождении самих цыган, не то египетском, не то индийском, не то одно другого не исключает.... Жебелен, как и его последователи полагал, что цыгане ведут свой род от одного из племен, живших в Древнем Египте. Однако история сообщает, что в начале XV века исламский завоеватель Тамерлан изгнал их с полуострова Индостан, и таборы начали массовое движение на запад через реку Инд, Афганистан, пустыни Персии и Аравии...и Египет если и был в их биографии, то гораздо позже. Потом Балканы, Германия, Франция... в Париже цыгане появились, согласно хроникам, в 1427 году. И здесь кроется вторая проблема. Карты к этому моменту уже имели хождение в Европе. Эти проблемы просто исключают версию с цыганами. Увы, но цыгане не принесли Таро, скорее цыгане познакомились с Таро в Европе, но не использовали их ни тогда, ни позже.

Есть еще один миф о связи между Таро и обычными игральными картами.

Ошибочно утверждают, что 52-карточная колода произошла из карт Таро, оставив джокера как единственное воспоминание о старших арканах. Игральные карты пришли в Европу из исламских стран, возможно через мусульманскую Испанию, приблизительно за 50 лет до формирования Таро. Они внезапно появились в различных европейских городах между 1375 и 1378 гг. Европейские игральные карты были адаптацией исламских «мамлюкских» карт. Эти ранние карты имели четыре масти: чаш, мечей, монет и клюшек для поло (которые европейцы восприняли как палки) и фигуры, состоящие из короля и двух чиновников-мужчин. Таро добавило к этой системе козыри, Дурака и набор дам. За некоторое время до 1480 г. французы ввели в употребление карты со знакомыми нам сейчас мастями червей, треф, пик и бубен. Первоначальные масти до сих пор сохраняются в итальянских и испанских игральных картах. Джокер возник в США около 1857 г. и использовался в качестве т.н. «дикой» карты в покере, а также как самый старший козырь в игре юккер. Его появление видимо не имеет прямой связи с Дураком Таро.

Еще один миф - церковный запрет Таро. Есть версия, что католическая и протестантские церкви объявили вне закона Таро и каждого, кто его использовал в попытке подавить еретические учения или дьявольскую практику. Верховные Инквизиторы документально зафиксировали с большой подробностью все, что рассматривалось церковью как свидетельство ереси, но Таро ни разу ими не упомянуто. Многие печатники зарабатывали себе на жизнь печатая как карты с религиозными сюжетами, так и игральные карты. Игральные карты иногда попадали под ограничения или запрещались из-за их использования в азартных играх. Карты Таро, на самом деле, иногда даже явно выводились из под запрета на игральные карты, возможно ввиду их связи с высшими общественными классами. В 1423 г. игральные карты (Таро не упоминается) были среди многих других вещей брошены в огонь в Болонье последователями Бернардино из Сиенны во время нападок на все занятия и развлечения не связанные с религией. После Реформации церковь действительно протестовала против изображений Папы и Папессы и изготовители карт заменили их менее противоречивыми образами.

Очень сложный вопрос о первоначальное использование карт Таро. Многие считают, что Таро первоначально использовалось для обучения тайному знанию, магии и т.д. Письменные свидетельства сообщают нам, что Таро постоянно использовалось, чтобы играть в карточную игру подобную бриджу.Эта игра была популярна в большей части Европы в течении столетий и в нее продолжают играть и сегодня, в особенности во Франции. Ранние поэты также использовали названия козырных карт при создании восхваляющих стихов, называемых "tarocchi appropriati", описывающих придворных дам или знаменитых людей. Хотя и возможно, чтобы карты Таро использовались иногда и для других целей, нет ясных свидетельств такого их использования долгое время спустя после их изобретения.

Записи судебного процесса в Венеции в 1589 г. указывают, что Таро возможно связывалось с колдовством (по крайней мере в умах обвинителей) спустя 150 лет после появления Таро. После этого, нет свидетельств, связывающих Таро с магией или гаданием вплоть до XVIII в.

Существует мнение, что Таро не использовалось для гадания до Эттейлы и Кура де Жеблена (~1781)

Есть свидетельство такого использования, но оно фрагментарно и скорее косвенное, а не прямое. Таро использовалось в XVI в. при сочинении стихов, описывающих характерные черты тех людей, которым эти стихи посвящались ("tarocchi appropriati"). В одном случае (1527 г.) стихи относятся к судьбе человека. Есть записи гадательных значений, приписывывшихся картам Таро в Болонье в 1700 г. Это первое недвусмысленное свидетельство гадания на Таро в том смысле, как это обычно понимается. Однако, известно, что обычные игральные карты связывались с гаданием по крайней мере с 1487 г., так, что разумно будет предположить, что к Таро это тоже относится. С 1790-х годов с появлением колоды Эттейлы мы обнаруживаем, что облик Таро изменяется с тем, чтобы отражать гадательные и эзотерические значения. То есть, сказать, что ранее не Таро не гадали, - нельзя. Но и серьезных исторических доказательств, что на Таро предсказывали будущее - то же нет.

Существует мнение, что в первоначальном Таро отсутствует герметическая, еретическая или каббалистическая символика. Этот вопрос по прежнему открыт. Раннее итальянское Возрождение, породившее Таро, было временем большой интеллектуальной активности и разнообразия. Герметизм, астрология, неоплатонизм, пифагорейская философия с корнями в александрийском Египте и неортодоксальная христианская мысль процветали. Любое из этих направлений или все они вместе могли оставить свой след в структуре и образах Таро. Хотя следует напомнить, что весь символизм Таро имеет близкие аналоги в общепринятой христианской культуре того времени, многие ученые сегодня полагают, что эти философские учения, являющиеся основанием оккультизма, сыграли важную роль при формировании Таро.

Существует мнение, что Таро было основанием западной эзотерической традиции. Первым оккультными писателями обсуждавшими Таро были Кур де Жеблен и граф де Мелле. В 1791 г. В течении первых 350 лет своей истории Таро не упоминалось ни в одной из многочисленных книг по оккультной или магической философии. После 1791 г. оккультный интерес к Таро расцветает и Таро становится неотъемлемой частью оккультной философии. Так что Таро скорее новое слово в западной эзотерической традиции, а не фундамент.

Наиболее известное и самое популярное Таро Уэйта - Смит (Waite-Smith Tarot) (или «Rider-Waite») считается как бы подлинным, стандартным или наиболее правильным Таро. Колода Уэйта - Смит была создана в 1909 г., что делает ее относительным новшеством в почти 600- летней истории Таро. A .E. Waite был видным членом герметического ордена «Золотая Заря». Колода обязана большей частью своего символизма этой группе и представляет собой отход от более ранней французской традиции. Художница Памела Колмен Смит (Pamela Colman Smith) внесла свое собственное видение, особенно в создании новых полностью иллюстрированных изображений для младших арканов. В течении многих лет колода Уэйт - Смит была единственной легко доступной колодой Таро в США, так, что она стала известна целому поколению гадателей на Таро. На самом деле не существует «канонической» версии Таро.

Хорошо известный расклад Кельтский Крест, опубликованный Уэйтом как «старинный кельтский метод гадания» также относительно недавнего происхождения, хотя он и не был изобретен Уэйтом.Некоторые вопросы относительно которых следует соблюдать осторожность при изложении истории Таро. Термины «великие арканы», «малые арканы», «Верховная Жрица» и «Иерофант» анахронистичны по отношению к старым колодам Таро. Исторически правильными являются термины «козыри и Дурак» (Дурак обычно не рассматривался как козырь), карты мастей, «Папесса» и «Папа». Также «пентакли» и «жезлы» - это поздние заменители традиционных названий мастей - «монет» и «палок».

Первоначальные итальянские названия карт отличались в некоторых случаях от более поздних французских названий (и их английских переводов), которые стали нам известны благодаря Марсельскому Таро и производным от него колодам. Порядок козырей также значительно варьировался в Италии, где карты Таро возникли. Не известно какой из порядков был самым ранним. Даже количество карт в колоде сильно варьировалось! Так что следует с осторожностью делать утверждения о первоначальном значении карт, основываясь на известных названиях и порядке. Намерения автора первоначального Таро при выборе символов для козырных карт неизвестны, хотя существует большое количество предположений, некоторые из которых более правдоподобны, чем другие.

Карта Таро Райдера-Уэйта - ШутКак бы там ни было и откуда бы карты ни вели свое таинственное происхождение, но в XIV – XV веках они прочно обосновались в Европе и, миновав ухабы средневековья, вступили в эпоху Возрождения. Замечено, что карты служили придворным развлечениям европейской знати, подобно шахматам. Они сопровождали титулованных особ и в горе, и в радости, раскладывали их и мужчины, и женщины, а вот придавалось ли им серьезное эзотерическое значение, сказать трудно. Существуют весьма обширные сведения об использовании Таро для гаданий в XVI-XVII веках. Именно в ту эпоху, несмотря на деятельность инквизиции, присутствовала особенная широта мышления, позволявшая совмещать глубокую веру в Бога, развитие научных взглядов на мир, и активное использование оккультных практик. В качестве примера можно привести астролога и оккультиста Джона Ди, использовавшего Таро для «бесед с ангелами» и Уильяма Лилли с его «Христианской астрологией». Можно сказать, что, непредвзято изучая смысл Арканов и возможности Таро, мы все символически становимся «людьми Возрождения», поскольку волей-неволей расширяем кругозор и учимся видеть взаимосвязь как будто взаимоисключающих учений. Пространство изучения Таро уникально тем, что здесь традиции гностицизма и христианского мистицизма уживаются с древней языческой мудростью (из которой во многом выросли, вступив впоследствии в почти непримиримый конфликт). С Таро связаны такие эзотерические традиции как алхимия и астрология, нумерология и каббала, здесь есть место и мифологии, и восточной философии, и все это рано или поздно попадает в круг внимания того, кто взялся за карты.

Интересно, что расцвет и игры, и гадательных практик пришелся на век Просвещения - такой рациональный, такой разумный... Именно в XVIII веке началось изучение Таро. Именно в XVIII веке упомянутый выше французский лингвист, богослов, оккультист и масон, граф Антуан Курт де Жебелен впервые исследовал архетипический смысл Старших Арканов. Бытует мнение, что откровение снизошло на него во время игры в карты в одном из парижских салонов. Однако следует признать, что нисхождение этого откровения было очень хорошо подготовлено предыдущими занятиями графа и было вовсе не случайным. По окончании богословского факультета в университете Лозанны, де Жебелен стал странствующим проповедником, а этот род занятий и частые путешествия привели его к изучению культурных отличий, увлечению мифологией и сакральными таинствами. Он считал, что все известные религии содержат одни и те же истины, и как лингвист стремился возродить древний иероглифический язык, который объяснил бы принципы мифотворчества. В 1773-1784 годах он начал по частям публиковать уникальный труд под названием «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», более известный под сокращенным названием "Le Monde primitif”. Очередной том этого поразительного исследования, вышедший в 1781 году, содержал трактат «Об игре в Таро» («Du Jeu des Tarot»), в котором Жебелен и выдвинул довольно популярную ныне версию об египетских корнях Таро, о том, что его следует воспринимать как книгу и о том, что Таро анализируемо с точки зрения священного для египтян числа 7 (каждая масть содержит дважды по семь карт, а Старшие Арканы – трижы семь карт, плюс существует Шут, воплощающий «тайну числа ноль»). В книге Жебелена, помимо идеи, фигурировало приложение под названием «Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт», где были представлены все 78 изображений.

Учеником и продолжателем Жебелена стал великий толкователь Таро Жан Франсуа Алиетте, больше известный под своим масонским именем-перевертышем - Эттейла. Любопытно, что он вступил в Ложу как раз в том году, когда его учитель опубликовал свой знаменитый трактат, посвященный Таро. Сам же он два года спустя выпустил в свет «Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро», причем поставил этот самый способ на коммерческую основу. Интересно то, что изначальными деятелями в этой области были именно мужчины, и, пожалуй, именно Эттейлу современные гадатели и гадалки должны считать «крестным отцом». Во-первых Эттейла создал свою собственную колоду из 78 Арканов, насыщенных масонской символикой (впоследствии писались целые монографии, посвященные изучению этой колоды, а также создавались различные ее варианты), и успешно эту колоду продавал! Во-вторых, он вдохновенно гадал парижанам направо и налево, получая за свое искусство неплохие деньги. Говорят, в прежней жизни он был не то парикмахером, не то книготорговцем, но это не шло ни в какое сравнение с тем успехом, который он имел как гадатель.

Ходят споры, кто именно, Эттейла или де Жебелен, предложил любопытное толкование самого слова Таро как сочетания «тар» (дорога) и «ро» (королевская). В те времена в расшифровке египетских иероглифов места для фантазии было куда больше, чем теперь, но как тут не вспомнить Фрейда с его «королевской дорогой в бессознательное». Существует также идея, что в основе – египетское слово taru, означающее «требовать ответа» (что во многом отражает смысл мантических практик). Другие исследователи считают, что наименование карт пришло из иврита и является искаженным словом «Тора». Есть мнение, что Таро является анаграммой латинского слова rota («колесо»). Известный оккультист XX века Пол Фостер Кейс произвел целых четыре анаграммы, получив фразу «Rota Taro Orat Ator», приблизительно переводящуюся как «Колесо Таро возвещает закон мудрости» (Атор – египетская богиня посвящения). В книгах розенкрейцеров и масонов часто встречается термин «Rota Mundi», «Колесо Мира». Следует отметить, что за время работы над своей книгой, в 1776 году, Жебелен вступил в масонскую Ложу, поэтому приведенные им сведения о происхождении Таро вполне могли быть не его собственной гипотезой, а почерпнутой у его учителей информацией. Остается лишь добавить, что масоны и розенкрейцеры упорно настаивали на том, что они являются духовными наследниками тамплиеров (и некоторые современные исследователи полагают, что у них были для этого основания), а по одной из версий именно тамплиеры стали «крестными отцами» Таро, привезя их в Европу с Ближнего Востока. Как бы там ни было, они были далеко не первыми и далеко не единственными искателями книги Тота. Гностики и алхимики древности, тамплиеры и розенкрейцеры, теософы и «вольные каменщики»...все, кому удавалось так или иначе прикоснуться к тайным знаниями древности, внесли свою лепту в эти поиски.

После успехов эпохи Возрождения и эпохи Просвещения, Таро покорило новые времена и новые пространства. Оно вступило в XIX век, ознаменовавшийся огромным интересом к оккультизму, эзотерике и мистицизму, и проникло из Европы на другие континенты, в первую очередь в Северную Америку. Громким именем в истории Таро XIX века стало имя известнейшего французского оккультиста Альфонса-Луи Констана, более известного как Элифас Леви. Он был аббатом римской католической церкви, страстно увлеченным изучением символов и мистическим иудаизмом. Естественно, с учетом профессии и сана, он не мог открыто опубликовать свою знаменитую работу «Учение и ритуал высшей магии» («Dogme et Rituel de la Haute Magie»), поэтому перевел свое имя на иврит. Он считал, что Таро представляет собой священный оккультный алфавит, который все – египтяне, евреи, греки – приписывали кому-нибудь «из своих» (египтяне – Тоту, евреи – старшему сыну Каина Еноху и так далее). О Таро он писал следующее: «Карты Таро...являются самым совершенным инструментом гадания, который можно применять с полным доверием вследствие пропорциональной точности изображенных на них фигур и чисел. В действительности предсказания этой книги всегда строго достоверны, и, даже когда она ничего не предсказывает, она всегда открывает что-то, что было сокрыто, и дает самый мудрый совет тем, кто спрашивает его у нее». С этим, пожалуй, можно согласиться. Думается также, что все, кто ныне серьезно интересуется Таро, волей-неволей приходят к той же философии, что и Элифас Леви: гадать-гадай, но не забывай, что карты – это ключи к глубинному пониманию человеческой природы и законов жизни. Казалось бы – набор нумерованых картинок... Истинно сказано - «такое богатство заключено в такой бедности»!

Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе, писавший под псевдонимом Папюс. Его особенно интересовало соотнесение Таро, астрологических символов и букв Каббалы. В 1908 году он опубликовал книгу «Предсказательное Таро», снабженную альбомчиком из 78 карт, которые предлагалось вырезать и наклеить на картон. Эта колода вдохновила швейцарского гипнотизера, масона и оккультного мастера Освальда Вирта на создание ее весьма изысканной модификации (некоторыми тарологами колода Вирта считается одной из самых «высокоуровневых» по сей день) и написание непросто<

Категория: Гадания и предсказания | Добавил: Lenor (04.05.2011)
Просмотров: 2206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Закладки

Информация

1

    2

      3

        Форма входа

        Статистика

        Сейчас на сайте 1
        У нас в гостях 1
        Жители сайта 0
        CY-PR.com

        Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz
        Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием. Яндекс.Метрика
        Top.Riall.ru Высшая Школа Серой Магии Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости Баглер - рейтинг русскоязычных сайтов LightRay Рейтинг магических сайтов Кома Души Mystic Sites Top100 Сайт о магии. Твоя Йога Непознанное :: Гадания ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ru Каталог популярных сайтов Каталог сайтов Всего.RU РУМАДА - поисковая сеть и каталог-рейтинг сайтов Топ100- Эзотерика