Копирование или перепечатка материалов разрешены только при указании активной ссылки на сайт http://psitor.ucoz.ru- сайт профессионального психолога, таролога Елены Алексеевны
Как влияют родительские установки на сознание детей?
Душевная жизнь человека чрезвычайно
сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных:
осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
В
неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение
к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и
справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок
3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен
руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит
осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к
ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые
впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая
его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки
возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны,
постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они
усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и
в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его
поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать
только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными
проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка
"Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не
получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно
получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности
(рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть
родительских установок положительна и способствует благоприятному
развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и
осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты
психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в
окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из
поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека,
являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным
смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и
свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся
негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия,
которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать
контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих
родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем
жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и
установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было
очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в
ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Меняем негативные установки на позитивные:
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". - "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
Влияние
негативной установки: Чувство вины, низкая самооценка, враждебное
отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" - "Поплачь, будет легче…".
Влияние
негативной установки: Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность,
тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи,
повышенное эмоциональное напряжение.
"Вот дурашка, всё готов раздать…". - "Молодец, что делишься с другими!".
Влияние негативной установки: Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
"Не твоего ума дело!". - "А ты как думаешь?".
Влияние
негативной установки: Низкая самооценка, задержки в психическом
развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с
родителями.
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". - "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
Влияние
негативной установки: Трудности в общении с родителями, идентификация с
родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение
поведения родителя
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". - "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
Влияние
негативной установки: Неуверенность в своих силах, низкая самооценка,
страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая
мотивация к достижению.
"Не кричи так, оглохнешь!" - "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
Влияние
негативной установки: Скрытая агрессивность, повышенное
психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
"Неряха, грязнуля!". - "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
Влияние
негативной установки: Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к
себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
"Противная
девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все
мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). - "Все люди равны, но
в то же время ни один не похож на другого".
Влияние
негативной установки: Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в
межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". - "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
Влияние
негативной установки: Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение
одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или
"уход" от родителей.
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" - "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
Влияние
негативной установки: Недоверчивость, трусость, безволие, покорность
судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным
случаям, подозрительность, пессимизм.
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" - "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
Влияние
негативной установки: Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от
них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". - "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
Влияние негативной установки: Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" - "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
Влияние
негативной установки: Трудности в общении, подозрительность, завышенная
самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и
тревоги.
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". - "Как ты мне нравишься!".
Влияние
негативной установки: Недовольство своей внешностью, застенчивость,
нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями,
низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". - "Смелее, ты всё можешь сам!".
Влияние
негативной установки: Робость, страхи, неуверенность в себе,
безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность,
зависимость от чужого мнения, тревожность.
"Всегда ты не вовремя, подожди…". - "Давай, я тебе помогу!"
Влияние
негативной установки: Отчуждённость, скрытность, излишняя
самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя",
повышенное психоэмоциональное напряжение.
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". - "Держи себя в руках, уважай людей!".
Влияние
негативной установки: Отсутствие самоконтроля, агрессивность,
отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со
сверстниками, ощущение вседозволенности.
Естественно, список
установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и
попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь
сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем
и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его
поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
•Я сейчас занят(а)… •Посмотри, что ты натворил!!! •Как всегда неправильно! •Когда же ты научишься! •Сколько раз тебе можно повторять! •Ты сведёшь меня с ума! •Что бы ты без меня делал! •Вечно ты во всё лезешь! •Уйди от меня! •Встань в угол!
Все
эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал
скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
•Ты самый любимый! •Ты очень многое можешь! •Что бы мы без тебя делали?! •Иди ко мне! •Садись с нами…! •Я помогу тебе… •Я радуюсь твоим успехам! •Что бы не случилось, наш дом – наша крепость. •Расскажи мне, что с тобой…
Чувства
вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и
счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не
нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам
ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на
асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены
огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им
быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе
воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от
их умения чувствовать и догадываться!