Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей.
Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы,
позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.
Ход работы:
- Подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы
создать.
- Используя готовый арсенал костюмов, грим, арт-материалы и музыку
перевоплотиться в желаемый образ.
- Игра в роли: танец, спонтанное движение, мимика, драматизация и т.п. В
случае индивидуальной работы фотографирует психолог или помощник. При групповой
работе - деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в
роли должно быть не менее трех.
- На следующем занятии, когда снимки напечатаны - рассматривание фотографий и
их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг
другу обратную связь по проигранной роли.
У ведущего могут быть заранее подготовленные карточки с ролями, отражающими
различные эмоциональные состояния. Тогда подросткам предлагается «слепой» выбор
и проигрывание той роли, которая попалась. Иногда в работе с агрессивными
подростками мы сталкиваемся с тем, что они не хотят проигрывать роли,
противоположные их состоянию, а это важно для ролевой трансформации. Роль на
карточке не должна называться «Радость» или «Гнев». Это должны быть какие-то
хорошо известные подросткам герои: Терминатор, Крейзи Фрогг, Человек-металл
(«Люди икс»), Гарри Поттер.
Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли которые я играю и
хотел бы сыграть». Такая работа так же очень эффективна при наличии проблем
ролевого смешения или ролевой депривации, наличии негативного самоотношения.
Автор Н.А. Сакович |