Представьте просторный холл или вестибюль. Вы идете спокойно, уверенной
походкой, без тени суетливости. Мысли о предстоящем экзамене отсутствуют,
отсутствуют любые вопросы или разговоры, относящиеся к нему. Вы лишь улыбкой
отвечаете на приветствия знакомых. Словом, вы «держитесь».
Вы переходите из вестибюля в коридор, затем в аудиторию, т.е. из просторных
помещений в более тесные. По мере того как вы это делаете, ваш шаг, не
убыстряясь, становится все более и более четким, походка – все более и более
уверенной, осанка – прямой. Перед дверью экзаменатора усилием воли вы
«вычеркиваете» все воспоминания о материале, который, как вы думаете, позабыли
или недостаточно выучили. Вы не должны думать в эту минуту ни о чем, что
относится к предстоящему предмету. Вы, разумеется, взволнованны, и это
естественно. Опасно не волнение перед экзаменом, а чрезмерное волнение,
вызывающее растерянность и суетливость. Некоторая взволнованность необходима –
она мобилизует.
Но вот вы подходите к столу. Для вас все вопросы равноценны, учебный материал
вы знаете. И действительно, вопросы, которые вам достались, как раз те, какие
нужно. Вам необходимо сесть и привести свои мысли в порядок. И как только вы
стали это делать, беспорядочный ход мыслей сменяется плавным и ровным их
течением – знания, накопленные вами, всплывают в сознании в стройном порядке, и
вы готовы в таком же порядке их изложить... |