Введение. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит
инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в
жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и
не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного
неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы
рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к
возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.
Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в
сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи
сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической
эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности,
раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью,
самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.
Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы
преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается
как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды
терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и
арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие
освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ
взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте
принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов
самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.
Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с
помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение
участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в
которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются
безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных
образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи,
чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно
хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и
чувства, которые участник привык подавлять.
Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами
художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с
песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они
уникальны для исследования бессознательных процессов.
Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и
самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают
атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение
арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений
(страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей
общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней
стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в
группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить
процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его
продуктами.
Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального
напряжения.
Необходимое время: 2 ч 20 м.
Необходимые материалы: листочки с напечатанными стишками; цветные
карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин,
клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис),
макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Разогрев
Игра «Сурдоперевод»
Цель: активизировать группу.
Время: 10 м.
Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Процедура: Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары
поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по
очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих,
другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи
мимики и жестов содержание текста.
Основная деятельность
Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в
себе, снижение тревожности.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но
не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и
весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
- Какой человек выглядит симпатичнее?
- На кого ты сейчас похож?
- В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
- На кого ты хотел бы быть похож?
- Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение
страха, снижение эмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать
имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После
чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего
страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав
рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой
вариант придумать.
Вопросы:
- Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
- Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
- Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
- Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
- Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?
Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей,
ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис),
макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный
амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
- Представьте свой амулет другим.
- Как действует ваш амулет?
- Какими свойствами он обладает?
- Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
- Почему были выбраны именно эти материалы?
Завершение
Вопросы для итогового обсуждения.
- Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?
- Как Вы теперь относитесь к своим страхам?
- Что помогло преодолеть Ваш страх?
- Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?
- Какие выводы вы сделали для себя?
Источники
- Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.:
Издательский центр «Академия», 1991. – 456 с.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. – М.: АСТ –
ПРЕСС, 1999. – 270 с.
- Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. –
340 с.
Составители: Бекетова Е.С., Сердюк Ю.А., Шапка Л.В |