Сказка «Как потрудились – так и наградились»
Дуняшка и Наташка с детских лет были закадычными подружками. Друг дружку
знали лучше самих себя, и, считай, не ссорились никогда. Верховодила среди них
Наташка, а уж слушалась да подчинялась – Дуняшка. К семнадцати годам обе
красавицами стали, вместе на хороводе гуляли, вместе венки плели, вместе женихов
для себя поджидали. Одна только была незадача: в их-то деревне женихов –
Ванька-губастый да Сенька-ушастый, да и те по годам в женихи-то не больно
годились. А девок на выданье – пруд пруди! Вот женихов и жди...
Тем летом жара стояла редкостная, оттого малина раненько и поспела. Дуняшка
позвала Наташку на Малиновские луга за ягодой идти, а та – ни в какую! Свое
место предлагает. Мол, на открытом месте ягоду собирать – на жаре испечься, а на
поляне лесной – поесть да развлечься. В лесу не будет той духоты да той тесноты.
Небось, все деревенские девчата на Малиновские луга за ягодой кинутся. Вот
Наташка да Дуняшка одни на лесной поляне и останутся. Была у девок знакомая
поляна в лесу, на ней ягоды – рви не хочу!
Дуняшку долго не надо уговаривать, пошла, как всегда. А куда она без Наташки
денется? А с Наташкой – будут и ягоды по ведру, и сами не сжарятся на пару... А
пришли на поляну ту – ягода еще и не вызрела. Ну, порвали, какая покрупнее да
покрасивей. Можно бы было, и вернуться, да только разве Наташка согласится с
пригоршней ягод домой придти?
Вот присели девки на осину упавшую и рассуждают между собой: на Малиновские
луга еще пойти али домой? И вдруг оглянулись обе сразу: показалось, будто
засмеялся кто за их спинами да так заливисто. Оглянуться оглянулись, да обе так
и замерли... стояла позади них, неподалеку, девка зеленая. Ладно бы, ежели одна
одежа зеленой была, а то ведь зеленая и вся сама: и одежа, и лицо, и волосы.
Зелень – зеленью! Может, у девок сердечки и екнули, да только они и виду не
подали. С другой стороны, ежели бы страшный зверь там стоял – тогда да, а то
девка, считай, их ровесница. Ну, а что зеленая она – так какой же ей быть, ежели
она лесная? Тут уж нечего и гадать, это и так видать! А лесная эта девка и
платье имела немыслимое.
Платье то было из зеленых листиков, но легкое и воздушное. А поверх зелени –
сеточка, то ли из ниточек, то ли из травинок. А на той сеточке – ягодки
разбросаны, словно бусинки алые на зелени сверкают. На зеленых волосах – венок
из ромашек полевых, на руках тьма перстней золотых, а бусы на шее и звякают, и
звякают.
Девки на чудо такое глядят и не поймут никак: то ли это монисты да кольца
звякают, то ли эта девка сама смехом серебряным рассыпается? Вроде, губы-то
улыбаются?
– Что, красавицы, закручинились?.. Рановато вы за малиной ко мне пожаловали.
Вот через недельку-другую... Но наделить вас ягодами могу и я. Может, вам место
показать?
Девка зеленая у Наташки да Дуняшки спрашивает, а сама улыбается. Дуняшка от
робости промолчала, а Наташка прямо сказала:
– Ежели знаешь такое место – покажи!
Девка та спиною к кустам повернулась, а девчат за собой рукой поманила.
Первой за ней пошла Наташка, а уж потом Дуняшка. И шли они, вроде, недолго, а на
соседнюю поляну ступили – и ахнули. Это где ж были такие места, чтоб на них
малинник, словно лес густой стоял? Наташка-то пока по тропке ступала все дорогу
примечала. А Дуняшка уж по следам Наташкиным шагала, только под ноги и глядела.
Пока девки ягоду собирали, зеленая гостья поодаль стояла, на их работу глядела.
А как ведра у них до краев ягодой наполнились, она и посетовала:
– Что ж вы, девки, взяли с собой только два ведра?
Для такой ягоды и четырех мало. Может, вам еще по ведру дать? Только придется
вам меня подождать. Я пока за ведрами схожу, а вы тут выполните просьбу мою:
сухие ветки да сучки подберите, в кучки их сложите. Ты, Наташка, обходи ягодник
с этой стороны, а ты, Дуняшка, – с той! А как встретитесь, так и будет обихожен
малинник мой. Ну, согласны, что ли? Тогда я пошла. А вы сушнячок соберите, сучья
да прутья не пропустите.
Наташка одной стороной малинник обходить начала, а Дуняшка – другой. Идут, а
сами ветки да коренья сухие подбирают, да каждая в свою кучку складывает. Идет
Дуняшка, к каждому сучочку, к каждой хворостинке наклоняется, ни одной не
пропускает. А Наташка одну веточку подберет, а пять мимо пройдет, а коряги и
вовсе перешагнет. Что она, нанималась в работницы сюда? А за пустое ведро и цена
невелика: подберет, что на глаза попадет. Она ведь не столько под ноги себе
глядела, сколько место запомнить хотела.
Дуняшка, считай, меньше Наташки вдвое прошла. Наташка еще ей попеняла:
отчего, мол, так тихо собирала? Все ветки собирать – себе спину ломать. Не много
ль за два-то пустых ведра? А тут и девка зеленая появилась. А ведра – то
где?
– Ну, сколь красавицы наработали? – спрашивает. А сама вокруг малинника вовсе
не идет, работу не проверяет.
Наташка про подругу думает: «Дуняшка – глупая! И чего так ломалась, почто
столько раз наклонялась?»
А девка меж тем улыбается:
– А давайте-ка, посмотрим, сколь вы наработали?
И тут хлопнула девка в ладоши один раз – и малинник весь пропал. А видны на
поляне две кучи сушняка: дуняшкина и наташкина. Дуняшкина куча – выше роста
человеческого, а Наташкина – еле-еле на земле приметная.
– Ну, что ж, как потрудились – так и наградились! – Сказала девка зеленая и
хлопнула в ладоши два раза. И тут вспыхнули обе кучи ярким пламенем. Только ни
дыму, ни убытку от тех костров не было. А сгорели они вмиг.
– А теперь соберите-ка пепел каждая от своего костерка да положите в эти два
ведра! И протягивает девка обеим помощницам по шитому мешочку. Мешочки те, хоть
и небольшие, но уж больно замысловато украшенные.
Выполнили Наташка да Дуняшка повеление девки лесной, собрали пепел каждая в
мешочек свой. У Наташки пепелку на донышке, а у Дуняшки – еле веревочки сошлись.
Ну, мешочки те себе на пояса и приладили. Зеленая девка тут и хлопнула в ладоши
три раза: появились два ведра, ягодой доверху наполненные.
– Пока вы хворост собирали да ягодник мой очищали, я вам уж все припасла. Ну,
а теперь пора и честь знать! Как потрудились – так и наградились! – Снова
повторила она и пропала...
Оглянулись Наташка да Дуняшка: ни девки, ни малинника, ни лесной поляны.
Стоят они за околицей родной деревни, а рядом с каждой – по два полных ведра с
малиною. Порадовались обе, что не надо далеко по жаре идти, два ведра ягоды
нести. Ну, по домам и разошлись.
Ягоды – ягодой! А вот в мешочках дареных оказалась не зола – золото. Песочком
то золото светится-сверкает. У Дуняшки – прямо по завязочки полный мешок, а у
Наташки – лишь на донышке. На золото дареное и дома родители поправили, и
приданое обеим девкам справили. А что разное по цене приданое вышло – так это и
понятно: золота ведь не поровну было. На Дуняшкину долю два сундука одежи
справили, перину пуховую да меленку. А на Наташкину долю – платье одно да новое
ведро. Только на это денег и хватило. Дуняшку замуж Ванька взял, а уж Наташку –
Сенька. Иван мельником стал, хозяйственным да толковым. А Сенька как в ребятах
был обормотом, так с Наташкой и жил: работать не любил и семью худо кормил.
Только на кого ж теперь девкам сетовать? Не на девку же зеленую? Она ведь их и
так наградила, как заслужили. Не зря ведь им повторяла: «Как потрудились – так и
наградились!»
Нравственный урок
- Какой вам показалась Наташка?
- Чем отличалась от нее Дуняшка?
- Кто из двух девушек вам понравился больше и почему?
- Справедливо ли были вознаграждены девушки и почему?
Речевая зарядка
- Как вы понимаете выражение: «Как потрудились, так и наградились»?
- Придумайте, как одним словом можно охарактеризовать Наташку и Дуняшку?
- Перескажите, как выполнила задание лесной девицы Наташка и как Дуняшка?
- Подходит ли к сказке поговорка: «Видно птицу по полету» и как ее в таком
случае понимать?
Развитие мышления и воображения
- Почему обе девушки по-разному выполнили задание лесной девицы?
- Как еще, кроме труда, можно узнать суть человека?
- Как в дальнейшем сложится судьба подруг, если этот урок научил их правильно
жить?
Сказка и экология
- Какое время года описано в сказке и когда поспевает в лесу малина?
- Расскажите, чем полезна малина?
- Зачем лесная девица приказала подругам в лесу потрудиться, и что они должны
были сделать?
- Чем грозит всему живому замусоренный, неухоженный лес?
Сказка развивает руки
Из природного материала вместе с родителями сделать лесную девицу, используя
для этого все, что можно найти в лесу.
Работа с текстом
Цель: познакомить с текстом сказки, по возможности обсудить поведение
персонажей, мотивы их поступков и оценить их поведение; выявить существенные
различия в характере двух подруг, сравнивая их поступки; использовать сказку как
притчу-нравоучение.
Формы работы: фронтальная или индивидуальная.
Исполнитель: воспитатель возрастной группы, воспитатель группы
продленного дня, родители.
Содержание: чтение сказки и беседа по содержанию.
Вопросы по содержанию
- Кто из двух подруг вам понравился больше и почему?
- Опишите, какая была Наташка и какая Дуняшка?
- Как на ваш взгляд, почему Наташка в этой паре верховодила, а Дуняшка
подчинялась?
- Что подумали и почувствовали обе подружки, когда встретили в лесу девицу?
- Зачем девица дала подругам такое задание?
- Как каждая из подруг выполнила задание и почему?
- Как оценила лесная девица работу Наташки и Дуняшки, что она им сказала и
почему?
- Справедливой ли была награда?
- Как поступили подруги со своими наградами?
- Как в дальнейшем сложилась их судьба и почему так?
- Что могло бы измениться в Наташкиной судьбе, если бы она не ленилась?
- С какой целью судьба подруг испытывала?
Методические рекомендации
Сказка «Как потрудились – так и наградились» может быть использована в работе
с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, как во фронтальной
работе с группой или классом, так и индивидуально.
Сказка рекомендуется для работы с детьми, имеющими затруднения в
межличностном общении, застенчивыми или же неформальными лидерами, стремящимися
к власти и лидерству. Работа также может принести положительные результаты и в
работе с детьми, не уважающими чужой труд и стремящимися во что бы то ни стало
избежать личного участия в коллективной работе или домашнем труде,
безответственных или склонных выполнять трудовые и иные, требующие больших
усилий задания за счет других. |