Мишаня терпеть не мог есть хлебные корочки. Не помогали ни уговоры, ни
увещевания, ни угроза вообще перестать хлеб ему давать. Он знал, что уж без
хлеба-то его не оставят. Бабушка даже иной раз сказывала ему вечером сказку про
корочку хлеба, о которой мечтали двое деток-сироток. Сказка была печальная, а
Мишаня грустных сказок не любил. За дело взялся отец, а с ним спорить было
бесполезно. Тогда Мишаня придумал одну штуку. И отец доволен был, и Мишане не
приходилось грызть корки. Заканчивая обед, он незаметно прятал корку за пазуху
или в карман. А когда выбегал на улицу, доставал и зашвыривал корку куда-нибудь
подальше – и дело с концом!
Был он уже восьмилетним мальцом, когда довелось ему испытать такую страсть,
что потом всю жизнь, вспоминая, содрогался. А начиналось все просто. К ним в
деревню приехали гости. А гостям все время летом дома сидеть да на улицу глядеть
– скучно. Вот и наладились они в лес. У отца были в поле дела, мать из огорода
не вылезала. Трава от частых дождей росла не по дням, а по часам. А бабушка и
сама в лес уж сто лет не ходила. Вот и вызвался Мишаня гостей городских в лес
сводить. Отец строго наказал: только по знакомым местам грибы искать! Но Мишаня
и сам это знал: стыдно же при гостях опозориться, тропку потерять или, еще того
хуже, заблудиться.
Только у Мишани был такой нрав, что справиться с ним было нелегко. Ну, кто
его просил отходить от этих самых гостей далеко? Главное: им приказал от дороги
лесной далеко не отходить, вдоль нее так по лесу и ходить. А самого его в
сторону и занесло. Опомнился он – уже все далеко. Аукать-кричать да на выручку
звать было совестно. Вот он по бурелому и пер!.. Солнца не видать, дороги лесной
– тоже. Вроде, правильно шел, а остановился уж в самой чащобе. Вот теперь он уж
стал и звать, и аукать. Да кто ж тут отзовется? Он и сам в этом лесу отродясь не
бывал. Вокруг – ни одного знакомого местечка!
И вдруг впереди – речка! Даже не речка – ручей. Пошел Мишаня вдоль него и
радостно вскрикнул: впереди через ручей лежали два бревна. Значит, есть и
тропка? Тропка действительно была. Но куда она вела? И кем в этой чаще лесной
протоптана? Ежели через ручей не ходить, а по тропке назад вернуться – там опять
этот самый бурелом и чащоба. А впереди, вроде, просвет?.. Может, там и лесу
конец? А уж у народа спросит, как в родную деревню попасть... Впереди, и
вправду, был просвет. А вот конца лесу нет и нет. Поредел лесок, стали и
грибы-боровики попадаться. Вот и решил Мишаня вперед по тропке пройти.
Куда-нибудь да тропка выведет?
Вскоре Мишанина корзина уж полной была. И не какими-то там груздями-опятами,
а самыми царскими грибами – боровиками! Тропка все шла и шла, а редкий лесок не
заканчивался. Уже смеркаться стало, когда Мишаня вышел на поляну. А на ней –
домок! Из старых, покрытых мхом, бревен. Может, там уже никто и не живет? Дверь
со скрипом, но отворилась. Внутри было темно и пахло сыростью. Но обжито. Вон,
горшки, ухват, старое сито. Мишаня прежде поискал спички или, на худой конец,
огниво. Ведь кто-никто в этой избушке ночевал? Значит, и огонь зажигал...
Но ничего такого Мишаня не нашел, как по полкам да лавке ни рыскал.
Приходилось на ночь в темноте оставаться. В животе ныло и стонало. Но из
съестного в избушке не было ничего, даже старой горбушки. Пришлось лавкой дверь
припирать и натощак ложиться спать. Мишаня лег на постели во всем. Даже в
отцовских старых сапогах. Уже дремать стал, но потом все же встал, снял сапоги и
улегся под старую одежку, которая одеяло заменяла. На улице стало совсем темно.
И как назло сон как рукой сняло. Ночная птица крыльями махнет – Мишане уже
нехорошо. А то вдруг кто-то засвистит, да где-то что-то зашуршит. От всякого
шума у Мишани дух замирал и пот на лбу выступал...
И тут он услышал топот... То ли люди, то ли кони? Пока они еще на улице
ходили-топтались, но, видно, в избушку войти собирались. И тогда Мишаню на
постели даже подкинуло: им скамью свалить – только дверь отворить!.. Мишаня на
постели сел, в руки сапоги схватил и замер... Как он потом вновь под одежку
забрался в охапку со старыми сапогами – он уже не помнил.
А вот скамью вовсе никто и не отодвигал, и дверей не отворял. Раскрылась...
крыша! Мишаня просто увидел звезды над головой и услыхал не то свист, не то вой.
И влетели в избушку сверху шесть девок-сестер. Что сестры они – было и дураку
понятно, все шестеро – на одно лицо!..
Как только сестры за стол уселись – так огонь и загорелся. Откуда они его тут
взяли? Мишаня того из-под одежки не разглядел. У него только один вопрос в
голове сидел: неужто лягут спать?.. Но почему тогда на шестерых – одна кровать?
Да и та – малым-мала. А как лица-то их при свете разглядел и вовсе обомлел. Что
лица были незнакомые – это ладно! А вот, что все они зеленые – это даже
странно...
Мишаня лихорадочно бабушкины сказки вспоминал: нет, таких зеленых девок он в
них не встречал... А сестры меж тем разговор завели:
– Расскажи сначала ты, Морена, кого сегодня одолела? У тебя, небось, дела –
как сажа черна?
– А что? Я сегодня дело ладно справила: на тот свет молодуху одну отправила.
А у нее – четверо малых ребят! Вот в один раз четверых и осиротила! Но, честно
сказать, не больно-то и старалась. Так, слегка ее в спину толкнула, когда она
белье в речку окунула!..
– А за что? За что? Расскажи, не томи!.. – зашумели ее зеленые сестры.
– Так она объедки со стола да ненужные помои ленилась в одно место сливать.
Норовила в ручеек скинуть, мол, водой унесет... А куда тот ручеек воду несет? Да
в ту же самую реку, где ее ребятишки купались, где сама белье полощет, где от ее
помоев рыба дохнет... Пусть сама теперь в них и мокнет!.. Людей губить, им душу
томить – дело наше. А вот землю губить – не дозволю!
– Дело! Дело! – одобрительно зашумели сестры, – одни что ли люди на земле
живут?.. А нам, нелюдям, в такой помойке жить не пристало!.. Правильно ты ее
наказала!
Ребятишек ее я трогать не стала. Сами от голода перемрут, али по дворам их
люди разберут. Это уже – не мое дело!
– А теперь твоя очередь, Мегера! Что ты сделала?
– А я мужикам запруду поломала! Утром проснутся – а вода от них ушла. Ежели
чей дом летом полыхнет – беда! Не нужна им вода: они друг у дружки стали ее
воровать! Каждый себе сделал прудочек, оттуда перекачивают воду в бочки и
поливают свои грядки. И каждый старается побольше ухватить. Уж и не надо больше
– а все цедит. Думают, на всю жизнь запасут?.. А сами – землю вокруг сушат...
Теперь пусть помаются: воды в их прудках не останется.
– А ты расскажи, Вегера, что нынче сделала?
– Моя работа попроще была... Я одну семью до пожара довела... Много дней я за
ними глядела, все примечала. А уж сегодня потешилась. Жили в том доме
старуха-мать да ее дочь. Дочь уж сама седа, а с матерью все дом поделить не
могла. Они даже ночами кровати свои передвигали. Да-да! Чтобы друг у дружки хоть
чуток избы отвоевать. Они ведь что удумали, дочь и мать? Они каждая по своей
половине дома ходили. И попробуй на чужую половину ногой ступи! Дрались смертным
боем. А то и хватали ножи! Ну, кровушку я с детства лить не люблю, вот после
драки и подсунула я в руку старухе свечу. На, мол, спали свою лачугу! Не станет
тогда дочь твоя тебя теснить! Негде самой станет жить... И спалила бабка избу!
Собственную! Чтоб дочери своей насолить. Вот теперь обе и станут в баньке жить!
Там делиться, небось, перестанут...
– А хотите, я вас подивлю?.. – Говорит одна из сестер.
– Мальчонка один привык хлеб лишь с мякушком есть, а корки возле двора
разбрасывать. Так я его славно наказала: в лес заманила и там оставила. Будет о
корочке черствой мечтать, а где ее в лесу достать? Помрет он в лесу голодной
смертью!
– А хорошо, что есть на земле такие люди, с какими нам легко справляться!..
Людские грехи для нечистой силы – ценная находка! Кабы люди не грешили – чем бы
мы тогда жили? Над кем потешались?
– Стойте! Тише!.. Вроде, в избе нашей кто-то дышит?.. Слышите?
У Мишани даже дыхание в горле застряло. Смог бы – вовсе замер. Только хотели
те девки по избе поиски начать, а тут и стало светать. Главная из них, Морена, в
окно поглядела и скомандовала:
– Все! Наше время истекло! Не успеем вернуться к себе
– Растаем! Кончайте искать – улетаем!..
Тут крыша домика вновь распахнулась – и все сестры улетели... Сел Мишаня на
постели, а сам дрожмя дрожит. Вскочил он на ноги, а сапоги на ногах!.. Он их,
что, надел впопыхах? Или вовсе не снимал?.. Значит, он в них спал? Да он за всю
ночь и глаз не сомкнул... Или все-таки заснул?
С рассветом Мишаня из избушки той по тропке бегом бежал. Он бы и корзину с
грибами кинул, если бы... Если бы точно знал, что все, что видал-слыхал – не был
сон. Когда Мишаня домой пришел, то даже не обиделся, когда его отругали. А как
кормить его стали, он прежде корочки с хлеба аккуратненько снял и съел, а уж
потом мякушко подъедал. У бабушки потихоньку спрашивать стал: мол, не сгорел ли
поблизости чей дом? Не потонула ли в реке женщина с бельем? Не поломалась ли где
запруда на реке? Но бабушка ничего такого не слыхала. Может, и не было тех бед?
Хотя земля большая, обо всем не узнаешь... Да и сон такой не всякому
расскажешь.
Нравственный урок
- За все надо платить.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Правду как не прячь, все наружу выйдет.
Воспитание добрых чувств
- За что был наказан Мишаня и как?
- Каково было твое отношение к Мишане в начале сказки и в конце и почему?
- Почему наши дальние предки называли такое неуважительное отношение к хлебу
грехом?
Речевая зарядка
- Объясни смысл выражений «не по дням, а по часам», «дух замирал» и слов
«нрав», «запруда», «бурелом», «натощак», «смеркается».
- Какими словами названы шесть сестер в сказке? (Зеленые девки, нелюди,
нечистая сила.)
- Какие из перечисленных ниже пословиц и поговорок подходят к сказке? Объясни
почему? («Едешь на день, бери хлеба на неделю», «Как аукнется так и
откликнется», «Правду как не прячь, она наружу выйдет», «Съел бы пирог, да в
печи сжег».)
- Развитие мышления и воображения.
- Как вы понимаете название сказки: «Людские грехи для нечистой силы – ценная
находка»?
- Понял бы Мишаня свой грех, кабы не случилась с ним такая «страсть»? Почему?
- Как ты думаешь, почему автор назвал сестер такими именами: Морена, Вегера,
Мегера? Придумай имена остальным сестрам.
Сказка и экология
- «Трава от частых дождей росла не по дням, а по часам» – как это понимать?
- Какие грибы названы в сказке и какие собираете вы сами в лесу?
- Что необходимо взять в дорогу, когда идешь в лес?
- Что может подсказать направление в лесу, чтобы не заблудиться?
- Как без сказочных персонажей мать сыра-земля может наказать тех, кто
засоряет ее и уродует?
Сказка развивает руки
С помощью мамы или бабушки испечь или приготовить; кушанье из черствого
хлеба, сухариков и этот рецепт принести в класс. Можно принести и кусочек
пирога, кулебяки или другого изделия, чтобы угостить ребят.
Работа с текстом
Цель: учить детей анализировать, свои поступки, слова, намерения,
опираясь на приведенные в сказке примеры нерачительного отношения к природе и
хлебу насущному; активная работа с текстом, чтобы понять смысл пословицы
«людские грехи для нечистой силы – ценная находка»; использовать сказку как
притчу-нравоучение, как способ определения нравственных критериев поступков
людей.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вопросы по содержанию
- Какая вредная привычка была у Мишани и какими способам и пытались отучить от
нее бабушка и отец?
- Какой выход нашел Мишаня из этой ситуации?
- Объясните, можно ли этот поступок считать «выходом»?
- Каким образом Мишаня попал в лесную избушку? Почему?
- Откуда видно, что эти сестры не простые люди, а нечистая сила?
- Какие чувства Мишаня испытал при их появлении?
- О чем поведала первая сестра и почему сестры одобрили ее поступок?
- Какое дело справила Мегера? Какое Вегера?
- За что наказаны три семьи сестрами-нелюдями?
- Почему выбраны именно такие наказания для всех трех случаев?
- Откуда видно, что четвертая сестра говорила о самом Мишане?
- И чего тот испугался?
- Как изменились привычки Мишани после этого случая?
Методические рекомендации
В работе над этой сказкой важно опираться на личностный жизненный опыт детей
в общении с окружающим миром: бесценными дарами – воздухом, водой, солнцем;
взаимоотношениями с людьми, родными и дальними; продуктами человеческой
жизнедеятельности и хлебом насущным. Этические беседы на эти темы были бы
излишне нравоучительны, а потому нежелательны. Поэтому не следует много
говорить о самих наказаниях, а лучше обратить внимание детей на неотвратимость
этих наказаний.
Дети, равнодушные к природе, не стремящиеся к ее чистоте, недостаточно
рачительно относящиеся к хлебу и вообще продуктам питания поймут эту сказку как
надо без излишнего нажима. Важно обратить их внимание на саму проблему
сохранения окружающего мира и для себя, и для следующих поколений. Да, земля
может защитить себя и сама, но процесс этот будет настолько болезнен что не
всякий человек сможет это пережить: лесные пожары, наводнения и весенние
паводки, отравления людей и детей вроде бы съедобными грибами – это и есть
плата.
Автор
Л.Д. Короткова