Применение: Упражнение применяется в ситуациях, вызывающих негативные эмоции.
Попробуйте представить, что ваше собственное «Я», контролирующее мысли,
движения и эмоции, находится... вне тела. При этом тело живет и движется чисто
механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить, что ваше
«Я» наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые
нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые «кнопки» –
эмоциями. При этом как телесные, так и душевные движения становятся
отстраненными от вашего «Я», переживаются как нечто искусственное, как будто это
происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы
можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощенные их психологической
составной частью, отделенные от переживаний, чтобы использовать его в
дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем «вернитесь» в
собственное тело, чтобы в прямом смысле вновь ощутить полноту переживаний.
Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в
о
... Читать дальше »
Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими
ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными
физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем,
естественно, собственное тело – кисть правой руки (для левшей – наоборот).
Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих
«материал» для последующей работы, обеспечивая множество физиологических
ощущений, которые просто нельзя не заметить.
Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием,
опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15 – 20 встречных движений
ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между
ладонями, или как бы накачивая нечто в пространство между ладонями, имитируя
работу насоса.
Энергично потирайте ладони одну о другую, пока не появится ощущение
интенсивного тепла.
Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь
ощущения утомления в мышцах кисти.
Цель: обучение элементарным навыкам релаксации, развитие рефлексии,
самопознания.
Время: 5 минут.
Инструкция: Сядете поудобнее, расслабьтесь, сделайте свое дыхание
равномерным. Закройте глаза и постарайтесь увидеть свое «Я». Я вам в этом
помогу, только внимательно слушайте мои слова. Представьте, что вы в чистом
поле, под ногами колышется высокая выжженная знойным солнцем трава. Над вами
ясное, голубое небо. Солнце уже высоко, очень тепло, даже жарко. Вы ощущаете,
как солнечные лучи нагревают вас, проходят сквозь тело. Вдруг затряслась земля,
вы слышите топот и ржание лошадей. Посмотрите внимательно вперед: вы видите
мчащуюся повозку с кучером, запряженную лихими лошадьми. Повозка приближается к
вам. Лошади – это ваши Чувства и Желания, повозка – ваше Тело, а кучер это ваше
«Я» (ум). Всмотритесь в него: вы узнаете себя или это кто-то другой? (пауза)
Повозка остановилась перед вами. Теперь вы сможете разглядеть ее получше.
Мысленно скажите что-нибудь кучеру или спросите (пауза).
Человеческое «Я» – это то, что мы думаем о себе, как мы сами себя
представляем. В завис
... Читать дальше »
В основе этого упражнения лежат вполне серьезные вещи, именуемые в физиологии
синестезией, а в некоторых психотерапевтических практиках – работой с
субмодальностями. Тем не менее, поначалу не относитесь слишком серьезно к
выполнению этого упражнения. Пусть оно представляется чем-то наподобие детской
игры.
Это помогает раскрепостить сознание и позволяет ему
сосредоточиться на ощущениях хотя и обычных, но в то же время привычно не
замечаемых, игнорируемых (так называемая деавтоматизация восприятия). Тем самым
достигается особое состояние сознания, дающее в том числе полноту осознавания
собственного тела. Еще древний китайский философ Ли Чжи (цит. по В.В. Малявину,
1998) утверждал, что подобная «детская непосредственность» сознания доступна
каждому человеку, причем в любой момент. Для этого необходимо только отказаться
от усилия осознавания, и тогда предельная полнота сознания придет сама собой.
Как подчеркивает М. Фельденкрайз (2000), осознавание телесных ощущений, когда
оно полно, поддерживает гармоничную «правильность» деятельности тела.
Сосредоточьте ваше внимание на каком-либо внутреннем ощущении, (это может
быть ощущение в правой ладони, или в любом др
... Читать дальше »
Упражнение предназначено для развития «мышечного чувства», запоминания
ощущения мышечного расслабления. Используйте наблюдение за внутренними
ощущениями, связанными с мышечным расслаблением.
Примите удобную позу, сидя или лежа. Закройте глаза, чтобы сосредоточить
внимание на внутренних ощущениях, отключившись от всего внешнего, постороннего.
Поднимите правую руку на уровень плеч. Начните быстро и сильно, изо всех сил
сжимать и разжимать кулак. Еще, еще... до тех пор, пока не почувствуете, что
рука устала и нет сил продолжать. Положите симметрично обе руки на колени.
Наблюдайте за ощущениями в них. Постарайтесь заметить разницу ощущений в правой
и левой кисти. При этом в первую очередь обратите внимание на следующие
ощущения, характерные для расслабления мышцы:
Чувство веса. Почувствуйте, насколько правая кисть тяжелее, чем левая.
Цели: Осознание своих танцевально-экспрессивных особенностей;
Самопознание и самопринятие.
Время: 20-40 минут.
Материалы: Зеркальная стенка; медленная, спокойная музыка (например,
мелодии в исполнении оркестра под управлением П. Мориа).
Описание проведения: Встаньте перед зеркалом. Всматривайтесь несколько
секунд в свое отражение. Вы слышите медленную музыку. Начните совершать
спонтанные движения головой, руками, всем телом. Следуйте за вашими чувствами,
за вашим внутренним ритмом. Вглядывайтесь в свое отражение в зеркале.
Представьте себе, что вы видите себя впервые. Каково ваше первое впечатление?
Как бы вы отнеслись к человеку, которого вы видите в зеркале? Что есть в вашем
танце, что характеризует именно вас, вашу индивидуальность, что отличает вас от
других. Танцуйте, пробуйте совершенно новые движения, не бойтесь
экспериментировать!
Схемы обсуждения: Охарактеризуйте в нескольких словах ваш собственный танец.
Какие ассоциации, метафоры приходят вам в голову по поводу танца в
... Читать дальше »